Судьба попавших в зону затопления Красноярского водохранилища сел волновала давно, ведь под толщей воды скрыта история многих населенных пунктов. Сегодня только по редким фотографиям из семейных архивов можно увидеть, какими были церкви, улицы деревень. На нашем телевидении есть замечательная передача «Точка на карте», а как быть с теми деревнями, где уже не поставишь точку на карте? Так и появилось название темы выступления «Батени-точка невозврата».
Почему темой исследования стали Батени? Летом 2016 года семья Итекпаевых передала в наши музейные фонды значительное количество костей мамонта из Первомайского. Весной 2017 года музей организовал туда однодневную экспедицию. Тут-то и выяснилось, что село Первомайское находится в двенадцати километрах от места находки. А найдены кости на берегу Красноярского водохранилища около бывшего села Батени.
Удивительное это место. Здесь когда-то обитали мамонты и шерстистые носороги, в середине третьего тысячелетия до нашей эры обособленно жили «афанасьевцы», неподалеку у ручья Таштык были две палеолитические стоянки таштыкской группы. А чуть больше 50 лет назад не по своей воле это место покинули наши современники «батеневцы». Неумолимое время стерло следы их пребывания, хотя прошло –то всего полвека. Не осталось ни каменной церкви, ни пристани, ни домов, ни ферм. Все было снесено и зачищено под ложе водохранилища.
При исполкоме Хакоблсовета в конце 1961 года был создан специальный отдел. Он занимался подготовкой ложа водохранилища Красноярской ГЭС. На территории Хакасии в зону затопления попадали населенные пункты Усть-Абаканского и Боградского районов. В Боградском районе, кроме Батеней это Усть-Ерба, Сарагаш, Копены, Абакано-Перевоз, Старо-Ново-Черное, центральная усадьба фермы Советская Хакасия, фермы Енисейская и Комсомольская.
В квартальных и годовых отчетах отдела по подготовке водохранилищ отмечается, что уже перенесено или снесено, что еще предстоит сделать. В отчете за четвертый квартал 1962 года по селу Батени отмечается, что под снос и переселение попадает 68 индивидуальных строений, 46-государственных и одно кооперативное. В следующем отчете уже снесено шесть строений, а перенесено пять. И так во всех справках и отчетах скрупулезно по каждому населенному пункту подводятся итоги работы. Например, в ноябре 1966 года отмечается, что полностью перенесено население из населенных пунктов фермы Енисейской, Сарагаша, Усть-Ербы, Старо-Ново-Черное. Лишь в Абакано-Перевозе пока проживает семья в количестве двух человек, глава которой является работником гидрометеослужбы.
Что касается Батеней, то по данным на 1 января 1967 года население было переселено полностью. Кроме жилых домов здесь попадали под снос отделение связи, церковь, из строений совхоза кузница, два свинарника, телятник, коровник, амбар. В зиму оставались только два строения, задействованные для сохранения кормов и сторожка. Вне территории находилась кошара-овчарня, которая тоже подлежала ликвидации, но была задействована под зимнее содержание овец. Оставались еще и остатки строения свинарника и незначительное количество перегноя, который должен быть перепахан.
Когда территория освобождалась, производилась ее планировка и очистка, т.е. заравнивались все ямы и траншеи (погреба, подполья, уборные), и от населенного пункта оставалась ровная зачищенная площадка. Эти работы были проведены и в Батенях, кроме того, здесь был обработан один сибиро-язвенный скотомогильник. Зачистили, и словно и не было никогда Батеней. Правда, до последнего не сносилась церковь. Из отчета в отчет отмечалось, что церковь уходит под снос, сумма выплат за нее 1889 рублей 39 копеек. Уже и аванс был выплачен в сумме 919 рублей 69 копеек, но церковь стояла. Хотя знала, что церковь взорвали, но читая отчеты, не верилось в это до последнего. Все-таки это памятник архитектуры, построенный в 1880 году.
Перестала существовать и Батеневская пристань, где причаливали пароходы Н.Г. Гадалова и А.М. Сибирякова. Пристань встречала пассажиров, пересаживавшихся отсюда в конные повозки. В их числе были люди известные, это Вера Арсентьевна Баландина с сестрой Марией Арсентьевной Глебовой и мамой Александрой Михайловной Емельяновой (фотография 1892-1893), художник Василий Иванович Суриков с дочерью Леной (1909) и не только.
Несведущему человеку трудно представить, где же было село со звучным красивым названием, где была пристань, гора Афанасьева? Почему так село называется? Действительно, почему Батени? На просторах Интернета нашлось три населенных пункта с одноименным названием. Это деревня в Березовском районе Пермского края. Деревня Батени в Исетском районе Тюменской области и Батени в Боградском районе Хакасии.
Первоначально было предположение, что название произошло от Батеневского кряжа. Но в статье А.М. Малолетко «К топонимии Уйбатской степи», отмечается, что хребет назван по селу Батени. А название села восходит к фамилии первопоселенца. Статья вызвала сомнения. Засомневалась, а что же первично? Название кряжа или населенного пункта? Первые упоминания о Батенях, находившихся на Ачинск-Минусинском тракте, появились довольно поздно, в 1782 году.
Андрей Звягин в исторических очерках «Искитимские покорители сибирской земли» считает, что Батеневский хребет длиной в 100 километров, назван в память о Батеневе. Аналогичная информация обнаружена в материале А.И. Оборкина «110 лет с начала Русско-Японской войны». Здесь уже имеется ссылка на человека с конкретной фамилией: «Первым из известных нам Батеневых является безымянный служилый человек Батенев, дошедший с отрядом русских землепроходцев в середине ХV11 столетия до реки Енисея. В память о нем сослуживцы назвали Батеневским горный хребет в левобережье Енисея (ныне-Батеневский кряж на территории Хакасии)». Из этого следует вывод, что все-таки изначально в середине ХV11 столетия, было дано название горному хребту. Есть еще один вопрос без ответа: откуда пошло название утеса Батень, обозначенного на картах Батеневским.
Был ли такой житель в Батенях, либо служилый человек только дошел до Енисея, неизвестно. Первопоселенцами местные жители считают Вакулиных, Худяковых, Полынцевых. Кстати, Вакулины (5душ), значатся как первопоселенцы деревни Быскар, приписанной к Абаканской волости с 1735 года. Среди первых переселенцев был Вакулин Елизарий. Позднее они вполне могли обосноваться в Батенях. Известно, что зажиточные жители села Полынцевы в 30-е годы были осуждены и сосланы на спецпоселение. Один из них Егор Андрианович Полынцев 1893 года рождения. В 1874 году жителями Батеней были Сидор Иванов(ич) Иванов с женой Марией Ивановной. В метрической книге 1869 года в восприемниках записан крестьянин села Батени поляк Никита Семенов Кожуховский. В записях за 1903 год значится его сын крестьянин Иоанн Никитин Кожуховский. Интересна биография священника Батеневской Богородицкой церкви Никанора Симеонова Удальцова. С 1883 года он служит в селе Батеневском. В разные годы его награждают набедренником, скуфьей, камиловкой. С 28 октября 1914 года он назначен священником 1 лазарета и участвует в походах и делах против австрогерманцев по 19 февраля 1918 года. За участие в походах награжден орденами Святой Анны 2 и 3 Степени, орденом Святого Владимира 4 степени. После возвращения из командировки он продолжает служить в данной церкви.
В поисках дошедшего до Енисея Батенева решила просмотреть книги «Красноярск изначальный» и «Ослушники государевы» Леонида Васильевича Безъязыкова, в которых есть ссылки на документы 200-летней давности. Батенева я конечно, не нашла, а вот сам Леонид Васильевич родился в 1930 году в селе Батени. «Отец мой, Безъязыков Василий Яковлевич, был мелким кустарем одиночкой (шорником). Мать, урожденная Терскова Антонина Ивановна в то время была домохозяйкой», — это строчки из его автобиографии.
Невозможно назвать все имена, рассказать обо всех, чья судьба связана с исчезнувшим селом. В списке населенных мест Енисейской губернии на 1859 год в Батенях значится 40 дворов, душ мужского пола 167, женского 134. По данным 1922 года в Батенях 121 хозяйство, душ мужского пола 302, женского 298. По данным отдела по подготовке зоны затопления здесь вместе со строителями, строившими для переселенцев новые дома и фермы, проживало 150 семей, в которых было 560 человек.
Много лет историей своего района занимается краевед, автор книги «Стремена судьбы» Антонина Ивановна Баус. Она и стала главным помощником, познакомила со старожилом Батеней Анатолием Антоновичем Ульяновым, представила редкие фотографии и не только. Мы восстановили с ней имена сельчан, на снимке у церкви. Это семья Куртияковых, тетя Паша Морозова, Валя Востроженко с дочкой Тамарой. На следующей фотографии из архива Райзы Перфильевны Злотниковой у церкви ее сестра Фаина Федотьевна Галямова.
Вместе с семьей Баус в декабре прошлого года мы совершили экскурсию в прошлое, на место, где было село Батени. «За озером Горькое были батеневские поля. Где-то там должен быть столб с указателем, — поясняет Андрей Андреевич Баус, — а там проходил старый тракт». Так вместе с попутчиками мы возвращались в прошлое села.
На берегу нас ждала встреча с приехавшим на рыбалку Анатолием Антоновичем Ульяновым. Благодаря ему удалось, представить, каким было село: «Вот здесь, напротив Пропащего лога, в двухстах метрах по прямой от Чирия и было село Батени. Улиц было две-Верхняя и Нижняя, между ними было три проулка. Один из них Сенокосный, остальные безымянные. Длина улиц около километра. Афанасьевы возле школы жили. Крайние на горке Анашкины. Зажиточно жили. У них был граммофон и фотоаппарат. У нас патефон был, в войну мы его на четыре мешка мерзлой картошки сменяли. Жили в селе Полевы, Мухины. Помню повитуху бабку Гусарову… Церковь стояла на взгорке. В этой церкви меня и крестили. Родился в Ильин день и имя мне дали Илья, но отец как-то договорился со священником. В 1943 году потребовали колокола с церкви снять. Снимал их Валентин Мигунов. Уже перед затоплением церковь взорвали. Из кирпичей два магазина построили. Бревна в церкви из кедрача были. Крепкие, аж, звенели, я из них сени потом построил».
От него мы узнали имя еще одного из сыновей старожила Никиты Семеновича Кожуховского. Это Кирилл Никитич Кожуховский.
«Там где теперь Чирий, место называлось Седелка. Батеневцы ходили через Седелку на мельницу к Кириллу Никитичу. Он не только мельником был, но и мастером на все руки. А как дружно все жили! В троицу собирались в Венешном логу. И пели, и танцевали, а общение какое было!» — подобные воспоминания о прошлом дорогого стоят.
Анатолий Антонович помнит, что должны были снести или перенести в другое место 74 дома. Из этого количества 14 домов были перенесены в село Первомайское. По словам Ульянова сегодня из них осталось только 12. Дома эти находятся на улице, носящей имя Дмитрия Павловича Потылицына (1908-1944) родившегося в селе Батени. За успешное форсирование реки Днепр капитану Д.П. Потылицыну было присвоено звание Героя Советского Союза. Для переселенцев в селе Первомайское были выстроены и новые дома на Зеленой и Механизаторской улицах.
В заключение хочу сказать, что «Перекрытие реки Енисей при строительстве Красноярской ГЭС осуществлено 25 марта 1963 года. Наполнение Красноярского водохранилища началось 18 апреля 1967 года с наступлением интенсивного снеготаяния. 7 августа 1970 г. водохранилище наполнилось до нормального подпорного уровня». Сейчас место, где было село Батени, находится на глубине двенадцать метров, а там, где церковь, глубина семь метров.
Литература
1.Безъязыков Л. В. Красноярск изначальный. – Красноярск; Красноярское книжное издательство, 1978.-190с.
2.Безъязыков Л. В. Ослушники государевы.- Красноярск; Изд-во «Буква», 2003.- 160с.
3.Малолетко А.М. К топонимии Уйбатской степи (Хакасия) /А.М. Малолетко // География и природопользование Сибири/под ред.Г.Я. Барышникова 2. -2014.-Вып.17.- С.101-104
4.Звягин А. Искитимские покорители Сибирской земли: исторические очерки /А.Звягин//5-ый разъезд: историко-публицистический и литературно-художественный альманах.- Искитим, 2008-С.18-44
5.Навигационно-гидрографический очерк к карте Красноярского водохранилища от порта Абакан до Красноярской ГЭС, 1975. С-2
6.Интернет-ресурсы. Прокуратура Красноярского края [База данных Красноярского общества «Мемориал»]
7. ГКУ РХ «Национальный архив» Ф.Р-644, О.1 Д.7,10,18
Автор: Шоева М.П., хранитель отдела фондо ГАУК ХНКМ им. Л.Р. Кызласова