Разгадывая загадки прошлого: изделия железоделательных и чугунолитейных заводов конца XIX начала ХХ века в фондах ХНКМ им. Л.Р. Кызласова.
Историю металлургического производства можно проследить по отдельным образцам продукции железоделательных и чугунолитейных заводов, сохранившимся в музейных коллекциях. Ушло безвозвратно время кувшинов и чайников из чугуна, других предметов, что пользовались спросом в ХIХ — первой половине ХХ века. А в музее они есть.
В музейной практике предметы часто группируют по времени бытования в социальной среде, т.е. они объединены в контексте времени и предназначения. Безусловно, это практика себя оправдывает, однако целью данного исследования является систематизация коллекций в контексте производств. Нас интересует, где изготовлено то или иное изделие, а также данные о заводе-изготовителе. В этом плане данное исследование является приоритетным. Достигнуть цели предполагается путем решения следующих задач: во-первых, выявления традиций использования населением изделий разных заводов, в том числе местного Абазинского; во-вторых, на примере имеющихся в музейных фондах форм, раскрыть способы получения продукции путем отливки; в-третьих, обозначить значение клейм в атрибуции. А также показать разнообразие и значимость образцов продукции железоделательных производств, имеющихся в музейных фондах. Что касается хронологических рамок исследования, то постараемся ограничиться временным периодом второй половины XIX и начала ХХ века, хотя отдельные музейные предметы отражают и более раннее, и более позднее время.
Наш краеведческий музей обладает определенным потенциалом, где хранятся изделия железоделательных и чугунолитейных производств разных заводов. Приоритетное место занимает при этом Абазинский железоделательный завод. Кувшины из чугуна, чайники и казаны, хранящиеся в музее, большей частью изготовлены в Абазе. Все эти предметы использовались в быту. В чаше-жаровне обжаривали ячмень, пшеницу для изготовления крупы и талгана. В чайниках заваривали чай, а чайники с длинными ручками использовали вместо рукомойника. В докладе на музейной конференции 1998 года старший научный сотрудник отдела фондов Мария Феофановна Чалкина описала один из вариантов использования кувшинов: «В кувшинах с широким горлом не только хранили воду, но и использовали в самогонном аппарате. Их ставили по два в деревянное корыто с холодной водой для конденсирования паров айрана, из которого перегоняли молочную водку» [1].
Пользовалась спросом продукция завода и у соседей алтайцев, и в Туве, и у переселенцев из России. Чугунки, сковороды и чайники нужны были в любом хозяйстве. Доказательство тому путевые заметки Д.А. Клеменца 1883-1884гг.: «Завод лежит в узле трех путей: на прииски левого берега Томи и притоков Нижней Мрассы, на прииски по системе верхнего Абакана и на дороге из Минусинского округа на сойоты (В дореволюционной литературе сойотами и урянхайцами называли тувинцев — М.Ш.). Последние ежегодно зимой спускаются с хребта по реке Анъ, и являются на завод продавать и менять продукты охоты и скотоводства на железные изделия завода» [2].
Основные поступления железоделательных производств записаны 2 сентября 1960 года в книгу поступлений № 1, всего 22 ед. Большей частью это формы для литья, а также чайник, котелок, кувшин, азиатская сковорода из меди, прекрасная жаровня с клеймом завода АБЗ. В книге имеется еще одна запись о поступлении 19 предметов. Дата не указана, но предположительно это 22-25 декабря 1960 года (между записью от 22.12.60 и от 26.12.60 записаны предметы завода). Это утюг, стремя, подкова, пепельницы, подставка для часов, рамка для фото[3]. В ходе подготовки данного материала обнаружен был рукописный листок с описью предметов Абазинского завода[4]. Из него следует, что в 1960 году краеведческим музеем было закуплено 17 форм для литья и 3 образца готовых изделий завода на 715 рублей, всего двадцать образцов. У кого закуплены предметы, конечно же, не указано.
Еще два предмета записаны 26 декабря 1960 года это кувшин-изделие завода и чугунный диванчик, принадлежащий первому владельцу Абазинского завода Алексею Григорьевичу Кольчугину. Уже одно это придает предмету значимость. Но это еще не все. Уникальный музейный предмет был доставлен в Абазу из Санкт-Петербурга. На сиденье клеймо завода-изготовителя «Ф. Санъ-Галли» «С.П.Б». Выходит, изготовлена скамья на знаменитом санкт-петербургском заводе Франца Карловича Сан-Галли [5].
Биография Ф.К. Сан-Галли широко известна. Юношей приехал он из Пруссии в Петербург и обрел здесь свою вторую родину. С основами металлообработки и литья он познакомился на металлургическом заводе англичанина Чарльза Берда, где служил помощником бухгалтера. В 1853 году открыл собственное предприятие.
Из маленькой механической мастерской на Лиговском проспекте, вырос один из крупнейших в России заводов, выполнявший сложные государственные заказы. На заводе Сан-Галли были изготовлены главные ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже. Завод Сан-Галли участвовал и в строительстве Троицкого моста через Неву. Этот чугунолитейный завод производил фонарные столбы, вазы, фонтаны, ворота, садовые ограды, балконные решетки. И на всей продукции, в отличие от других производителей, ставились клейма. Хозяин завода знал себе цену. Клейма завода были на деталях интерьера, печках, сейфах, даже на канализационных люках, крышках для колодцев и выгребных ям. Таким образом, нашу скамью отливали на одном заводе, что и детали Троицкого моста через Неву и главные ворота Зимнего дворца, и решетки Таврического сада.
Благодаря клейму завода на садовой скамье мы теперь знаем, какая славная у нее история, ведь не на всех предметах такие клейма имеются. Возникла другая проблема. Кто же сдал ее в музейные фонды? Нет актов на поступившие предметы, не указан сдатчик в книге поступлений.
Мы нашли газетную статью «Монолог влюбленного человека», в которой говорится, что Маргаритой Николаевной Шиманской и Виктором Павловичем Платоновым собрано более двухсот предметов Абазинского чугунолитейного завода. Это пепельницы, статуэтки, посуда, «был даже очень красивый диванчик» [6]. Многие экспонаты были переданы ими в Хакасский краеведческий музей и кое-что в Красноярск. Возможно, наша скамья — это тот самый диванчик, только информации о сдатчике у нас нет.
Изготавливали на Абазинском заводе не только посуду из чугуна, но и рабочие инструменты. Отливали ступицы колес, печные дверцы, плиты и печи, делали тачки и даже пушки. Бывший работник Абазинского завода С.П. Долинин вспоминал, как во время именин владельца завода Пермикина, «стреляли из пушек, отлитых на заводе» [7].
Среди первых поступлений имеется блюдо «Мастеровые Абаканского завода.1932», изготовленное абазинской артелью №2. В 1935 году были отлиты межевые знаки колхозов Хакасии: «Заветы Ильича», «Новая жизнь», «Имени Калинина», «Имени Молотова», «Пролетарский труд». Это прямоугольные таблички с надписями на двух языках: русском и хакасском. Как раз в это время решалось, какой шрифт использовать, потому хакасский текст отлит с использованием латинизированного алфавита. Именно тогда на новотюркском алфавите издавалась литература для ликбезов, школ. Так музейные предметы отражают не только историю железоделательных заводов, но и региональную историю.
Завод выпускал и сырье для других производств. К примеру, на металле, поступавшем с Абаканского железоделательного завода, работал чугунно-литейно-механический завод в Красноярске, принадлежащий купцу первой гильдии крупному золотопромышленнику Александру Петровичу Кузнецову (1848-1913). Корпуса завода находились на берегу Енисея, недалеко от городского парка.
Наши образцы подтверждают тот факт, что на заводе было освоено художественное литье. Дело в том, что в числе первых рабочих завода были опытные мастеровые: литейщик по ажурным работам Чиркин с Каслинского завода, модельщик Ларцев с Юрюзань — Ивановского и другие [8]. По моделям, созданным на известном Каслинском заводе, отливались различные фасонные пепельницы в форме крупного виноградного листа [9], раскрытой ракушки, подставки для часов и многое другое. Известно, что пепельница-лапоть изготовлена по модели К.Д. Тарасова, работавшего на Каслинском заводе. Образцы печных дверц, вафельниц, украшенных витиеватыми узорами, тоже созданы по готовым моделям Каслинского, Кусинского, Сосьвинского, Песоченского чугунолитейных заводов. Точно такие же образцы продукции данных заводов представлены в разных выпусках журнала «Антиквариат» в статьях Марии Прониной, Юрия Полюшкина, Замиры Малаевой, Олега Губкина [10-14]. Как же модели оказались в Абазе? Скорее всего, привезли с собой прибывшие на завод рабочие. Их использовали и в быту, ведь это могло быть готовое изделие, и как формы для отливки новой продукции.
На Абазинском заводе, как и на других, при литье работали с опоками. В металлическом или деревянном ящике без дна формовались изделия. От качества глины и песка зависело качество продукции, поэтому песок сначала просеивали, затем смесь песка и глины месили ногами в течение нескольких часов. Из хорошо уплотненного песка с примесью глины получалась формовочная смесь, в которую укладывалась форма шестерни или блюда. Сверху накрывали таким же слоем формовочной смеси. Потом готовый образец убирали, а в отверстие вливали расплавленный металл. Таким образом, можно было отлить десятки пепельниц, блюд, подставок для часов, вафельниц, печных дверок.
Подготовительные работы к выплавке металла велись в формовочном цехе. Здесь же освобождались из форм уже готовые изделия. Судя по фотографии, на заводе использовался детский труд [15]. Фотографии в 1913-ом году привез из экспедиции Красноярского краеведческого музея, совершенной с целью исследования верховьев Енисея и Тувы, молодой сотрудник краевого музея Владимир Петрович Ермолаев. Спустя годы, в мае 1929, он станет первым директором Тувинского Государственного музея. В 1984 году передал нам шесть снимков доменной печи, формовочного, прокатного, гвоздильного, кузнечного цехов его внук Владимир Александрович Ермолаев, работавший в то время на телевидении.
Сегодня около ста изделий завода и форм для литья хранится в фонде истории техники [16]. Остальные изделия Абазинского завода и других железоделательных производств находятся в фондах мебели, сувениров, бытовой техники, этнографии. Такова специфика. Если кувшинами, ступами, чайниками, щипцами для углей пользовались сельские жители в прошлом и позапрошлом веке, значит, они отражают материальную культуру населения, и храниться должны в этнографическом фонде. Ручная граната — фонд военной истории, утюги — это бытовая техника, этажерка — уже мебель, фигурка собачки — сувенир, но никак не изделие железоделательного производства.
Вроде бы все логично, но при этом как-то теряются данные о заводе-изготовителе, а это целый пласт истории не только местных производств, но и уральских и других заводов. И потом, каждый музейный предмет в разных коллекциях может ничего не значить, но при взаимодействии с другими аналогичными предметами просматривается объективная картина деятельности заводов, в том числе железоделательных и чугунолитейных конца ХIХ и первой половины ХХ века. Даже обыкновенные ножницы для стрижки овец имеют клейма разных изготовителей, в том числе и местные изделия. А значит, это тоже тема для исследования. Интересна в этом плане коллекция утюгов, хранящаяся в фонде истории бытовой техники. На территорию Хакасии поступали утюги из самых разных мест, с Закарпатья, с Урала, Санкт-Петербурга. Наше местное чугунолитейное производство представлено тяжелым литым утюгом Абазинского железоделательного производства, на нем под ручкой надпись крупными буквами «АЗ» и ниже «АБЗ». А всего литых и паровых утюгов железоделательных производств в музее 56 образцов, не считая электрических. Это изделия разных заводов, время изготовления которых конец XIX — первая половина XX века. Имеется утюг с клеймом на оборотной стороне крышки «Утюжный завод Касимова». Завод был основан купцом Барковым в 1830 г. в городе Касимове Рязанской области. В советское время на заводе открылось литейное производство, и завод переименовывают в утюжно-механический. Утюг «ЗИФ» — изделие Санкт-Петербургского завода, основанного в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные мастерские». Уже в наше время он стал заводом имени Фрунзе (ЗИФ).В музейных фондах есть по одному утюгу с клеймами «НТШ-1», «ТТМ №3», «Краснодар «Краснолит». С 1945 по 1964 год выпускал утюги Закарпатский завод «Интернационал Коб. Поляна №4». «Интернационал» — название завода, который расположен в поселке городского типа Кобылецкая Поляна, сокращенно Коб. Образец утюга этого завода также имеется в коллекции утюгов, а еще три утюга Подольского государственного механического завода два паровых (духовых) и один литой. Наибольшее количество – шесть утюгов с клеймами «Урал Касли». Имеется фрагмент утюга в форме головы дракона с раскрытой пастью. Долгое время он лежал среди неопознанных предметов без номера. И лишь недавно совершенно случайно в Интернете на одном из снимков обнаружилось, что трубу утюга венчает точно такой же «дракон».
Особая страничка истории вагонные таблички – шильды. Слово это немецкого происхождения, означает «щит, щиток, ярлычок, табличка», в обиходе чаще всего встречается образованное от него «шильдик». У каждого вагона был своего рода паспорт – информационная табличка, на которой были размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию. В нашем музейном фонде таких табличек две. Одна с надписью «Общество Брянского рельсового завода 1897г. №13716, Бъжица». Она овальной формы из чугуна с данными о производителе, в одном из картушей барельеф императора Николая 11, во втором изображение не просматривается, по центру изображение двуглавого орла. Вторая табличка с надписью «Русско-Балтийский вагонный завод 1908 г. №73980, Рига». Таким образом, на табличках все необходимые данные, это и номер вагона, и завод — изготовитель, и год изготовления.
Изделия железоделательных производств попадают в музейные фонды разными путями. Так, в коллекции Ирины Николаевны Карачаковой-Картиной есть работа «Конь, покрытый попоной», точная копия той, что у Анничкова моста в Петербурге. Изготовлена она на Каслинском заводе по модели известного санкт-петербургского скульптора Петра Карловича Клодта (1805-1867). Клеймо на изделии это подтверждает. Династию семьи продолжил внук Петра Карловича — Константин Александрович Клодт (1867-1928).Он организует в 1922 году в Касли школу мастеров художественного литья, где преподает не только он сам, но и его сын Петр Константинович Клодт.
Среди музейных предметов мебели имеется этажерка в восточном (итальянском?) стиле с тремя резными ажурными полками на ножках, основание которых выполнено в форме лапок. Точно такие же этажерки изготавливали на Каслинском, Кусинском чугунолитейных заводах. Этажерка принадлежала известной в Хакасии семье Чарковых-Коковых. Владимир Ильич Чарков, заслуженный тренер СССР по вольной борьбе, был первым тренером И.С. Ярыгина. Эльза Михайловна Кокова (Чаркова) — Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия с 1991 по октябрь 2001г.г. — художественный руководитель Национального театра..
Как видим, среди изделий железоделательных и чугунолитейных производств ХIХ и первой половины ХХ века в музейных фондах имеются довольно редкие предметы. В то же время, есть в наших коллекциях и прозаические вещи, такие как кирка, молот, кандалы, крючья для сцепления вагонеток. Крючья для сцепления вагонеток и кирка — это вполне понятно, их могли применять в горнорудном деле, но откуда кандалы? И таких вопросов немало. Опять же, не на каждом предмете стоят клейма, а это уже новая загадка и проблема в атрибуции. Изделия чугунолитейных и железоделательных заводов в фондах Хакасского национального музея хранят еще много таких тайн, практически все они пережили своих изготовителей и хозяев, ведь изготовлены были больше сотни лет назад. Наша задача сегодня — разгадать как можно больше загадок прошлого, чтобы музейные предметы приобрели свою значимость.
Примечания:
1. Чалкина М.Ф. Из истории Абаканского чугунолитейного и железоделательного завода, архив ХНКМ №12/152, Выступления, статьи, сообщения на разные темы научных сотрудников музея за 1998-2010гг. — С.87.
2. Д.А. Клеменц, Записки Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, Книжка Х1. Материалы, собранные Д.А. Клеменцом при экскурсиях в Верхний Абакан в 1883 и 1884гг., Печатано по распоряжению Зап.-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, Омск, типогр. окруж. штаба, 1891. — С. 12.
3. Книги поступлений ХНКМ КП ОФ №1-22 и КП НВФ№ 1-6.
4. Опись металлического литья Абаканского железоделательного завода, переданного Хакасскому областному музею краеведения, рукопись. — С.1-2.
5. Светлана Носенко. Журнал «Мир Металла» (Электронный ресурс) // Vk.com: pages? Oid= 149514508p = Империя Сан-Галли
6. М.Н. Шиманская, Монолог влюбленного человека, Газета «Хакасия», №207, 2 ноября 2005г.
7. Архив ХНКМ № 18/5, Воспоминания Долинина С.П. «Краткая история Абазинского рудника и завода, 1957-1958гг.» — С. 7.
8. Там же. – С.2.
9. ХНКМ КП ОФ№3538-Изделие Абаканского железоделательного завода -пепельница в форме виноградного листа. Фотография М.П.Шоевой,2015г.
10. Мария Пронина, Неизвестный чугун северного Урала, Антиквариат, №1-2(83) январь-февраль 2011. — С. 98-102
11. Юрий Полюшкин, Мальцовский чугун, Антиквариат. № 12(53) декабрь 2007. — С. 102-106
12. Замира Малаева, Из истории Каслинского художественного литья в ХХ веке Каслинская школа ФЗУ, РУ №18 и Артель им. Куйбышева, Антиквариат, №5(116) май 2014. — С. 54-81
13. Олег Губкин, Раритеты советского времени: художественное литье Уральского завода тяжелого машиностроения 1934-1937 годов, Антиквариат,№9 (30) сентябрь 2005. — С. 112-119
14. Олег Губкин, Загадка кусинского сфинкса, Антиквариат, №6 (38) июнь 2006. С. — 44-61
15. ХНКМ КП ОФ №5550/2- Формовочный цех Абазинского завода. Фотография В.П.Ермолаева,1913г. 16. Коллекция фонда «История техники» ХНКМ им. Л.Р. Кызласова
Подготовила Шоева Маргарита Павловна, хранитель отдела фондов II категории ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей» им. Л.Р. Кызласова