ТРАДИЦИИ ХАКАССКОГО ОРНАМЕНТА И ВЫШИВКИ

Издание подготовлено и осуществлено при финансовой поддержке Фонда президентских грантов (Проект № 18-2-001797)

Составители: О.П. Доможакова, О.В. Киштеева

Компьютерный дизайн: В.А. Кичеева

Ольга Петровна Доможакова, Председатель правления Новосибирского регионального общественного фонда сохранения культуры хакасов «Ал Хоорай»

Дорогие читатели! Миссией нашего проекта является возрождение и популяризация хакасского народного костюма как одного из ресурсов развития народа. Костюм – это прошлое народа и ее язык, который способен восстановить ментальные и сакральные основы этнической культуры. И здесь народное декоративно-прикладное искусство, особенно вышивка, обладают особыми возможностями, их красота и естественность пробуждают интерес к истории и культуре народа. Активно развивающееся направление «Этномода» сочетает в себе возможности сохранения традиций вышивки, кроя народного костюма и современной одежды.

Проект при поддержке Фонда Президентских грантов реализовал Новосибирский региональный Общественный Фонд сохранения культуры хакасов «Ал Хоорай». Главная цель организации – сохранение и возрождение хакасских традиций и культуры, народного декоративно-прикладного искусства хакасов, обучение хакасскому языку носителей, формирование патриотического отношения молодежи к своей Родине, воспитание интернационализма и толерантности у молодежи.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хакасы (тадар чон)- древний тюркоязычный народ, живущий в Южной Сибири, в долинах р. Абакан и ее многочисленных горных и степных притоков, по верховьям Чулыма и левобережью среднего течения великого Енисея. В настоящее время Республика Хакасия ‒ один из субъектов Российской Федерации, имеющий достаточно благоприятное расположение и, по сравнению с другими регионами Южной Сибири, мягкий климат. Богатое историческое прошлое этой территории, сложные исторические этапы, которые прошли хакасы как этнос, отразились на традиционной культуре и искусстве.

Хакасы – потомки древних цивилизаций, живших на территории Хакасско-Минусинской котловины. Хакасы не монголоиды, народ сложился при давнем смешении европеоидной и монголоидной рас. Антропологи видят соединение южно-сибирского и урало-алтайского типов. Дерматоглифика указывает на однородность населения. Оно отражено уже в портретных гипсовых масках, создававшихся на Енисее в целях погребальной обрядности на рубеже н.э. Здесь и смоляные, и каштановые волосы, широкие и длинные носы с горбинкой. Летописи Средневековья говорят о карих и голубых глазах, о смуглой и белой коже. Все, как сегодня. В древности и раннем Cредневековье Южная Сибирь не была окраиной мира. К IV в. до н.э. на Среднем Енисее сложилось государство с могучими правителями и жрецами. Оно оставило оросительные сети и циклопические сооружения, рудные копи и наскальные рисунки, множество художественных изделий из бронзы и железа в «скифском» зверином стиле. 1 Имелась своя руническая письменность, также были развиты гончарная и металлургическая промышленность, обработка кожи, изготовление войлока, земледелие, скотоводство и многое другое. Хакасы были искусными воинами, охотниками и рыбаками.

Древние народы, вошедшие в состав хакасов, не были кочевниками. Курганные захоронения сделаны в бревенчатых камерах, и неслучайно в хакасской речи есть свое слово для срубного дома (тура). Так называли четырехугольные избы или полуземлянки с земляной крышей. Тура имели квадратные оконца и отапливались угловым камином (соол) с трубою из вымазанных глиной жердей. Стены внутри также часто покрывались глиной. Другое хакасское жилище восходит к многоугольным деревянным постройкам, известным с рубежа II–I вв. до н.э. Когда-то эти дома (агас иб) были столбовыми, но рано возобладали срубы. Форма зависела от зажиточности: рядовые были 4-х и 6-ти, а богатые 8, 10, 12, 14-угольными. Куполообразные кровли, из жердей, уложенных ярусами, крыли пластами коры лиственницы и придавливали слегами. Центральное дымоходное отверстие освещало постройку. Такие дома стояли на зимовках и были долговечными – в них жили по сто лет. Легкие летние жилища поверх дощатых или решетчатых стен крыли берестяными полотнищами. Они тоже служили двум-трем поколениям. От них-то и произошли подвижные кошемные юрты. Жилища имеют невысокие стены, но многоугольный план и купол крыши создают большой полезный объем. Дом ставился дверью на восток, строился для каждой семьи, лишь младший сын наследовал дом отца.1 Жили аалами, который обычно населяли представители одного рода (сеока). Рацион питания был преимущественно мясо–молочный, но также присутствовали продукты земледелия (зерно пшеницы и ячменя) и собирательства (травы, ягоды и т.д.).

Природа Хакасии позволяла заниматься скотоводством. Породы скота: коровы, овцы, кони долго сохранялись местные. Наездниками были все – на коня сажали с трех лет, конь провожал и в последний путь. Скотоводы имели летник и зимник: сезонные переезды были короткими – 1– 5–10 км. Нередко люди «кочевали», перегоняя хворостиной кур (куроводство у хакасов отмечено уже в XVIII в., а археологически – в I в. до н.э.). Причиной смены мест часто было стремление сберечь от потравы посевы и покосы, т.к. скот не охранялся, и чтобы не наносить ущерба природе: весной передвигались на летние пастбища, зимой спускались в малоснежные степи, где скот добывал себе сам подножный корм. Двери жилищ не запирались (даже с отъездом хозяев) еще в 1970-е гг. Воровства не знали, никто не брал чужого. Существовало только конокрадство – но это считалось особой лихостью2. Летние и зимние пастбища составляли собственность рода или семьи.

Продукты были в изобилии, тучные пастбища позволяли содержать большое количество скота. Это же определило то, что труд женщин, участвующих наравне с мужчинами в кочевках, ведущих домашнее хозяйство, был крайне интенсивным. Они также воспитывали детей, обрабатывали шкуры домашнего скота и добытых на охоте диких животных, шили одежду и обувь из кожи, делали войлочные изделия, украшали одежду орнаментами и искусной вышивкой. Они также могли смотреть за скотом, охотиться. Отношение к женщинам, особенно к матерям, было подчеркнуто почтительным. Женщины у хакасов не были бесправными, хотя и зависели от мужа. Обычаи охраняли женщин и были очень строгими и жесткими по отношению к нарушителям их прав: изнасилование замужней женщины каралось смертью, соблазнитель девушки должен был немедленно жениться на ней.

Отсутствие изнурительного труда, постоянное занятие охотой, джигитовка на коне и стрельба из лука способствовали физическому развитию мужчин. Необходимость совершенствовать свои боевые навыки послужила толчком к развитию и популяризации как обычной борьбы-курес, так и боевого единоборства, рукопашной борьбы как средства физического совершенствования воинов. Именно высокое боевое искусство, развитое металлургическое производство военного снаряжения (оружия, доспехов, инструментов и т.д.), а не численность служило основой их столь поразительных побед.

У хакасов была развита родовая взаимопомощь и общественная солидарность.

До принятия христианства хакасы имели свою, более древнюю религию, характерной чертой которой была включенность человека в мир природы. В статье «Живописная Хакасия» И.Л. Кызласов так характеризует народное мировоззрение хакасов: особое целостное восприятие жизни, соединяющее в себе всю полноту проявлений бытия и небытия. Для него характерны три основные особенности. Во-первых, цельная философия повсюду разлитой жизни. В шаманизме одушевлены как части природного (ветви, камни, комки), так и рукотворные предметы (инструменты, поделки, вещи), мировые стихии (ветры, огонь, вода) и человеческие свойства (пение, болезни, сознание). Все, что окружает человека в ту или иную минуту, живо. Понятие неживой, косной природы полностью чуждо такому мировоззрению. Во-вторых, шаманство исходит из равноценности всего окружающего. Люди не выделяют себя из природы, и шаманский бог создал мир не ради человека. Цель человечества здесь – не покорение природы, а наилучшее соответствие ее всеобщим законам. Срезающий ветвь шаманист понимает бытовую необходимость этого, но осознает и нарушаемую им первозданную гармонию, самоценность разлитой вокруг жизни, стремится воссоздать поврежденное. В-третьих, перед нами древняя вера во всеохватную взаимосвязь мира. Вселенная цельна и, хотя она делится на небесное, земное и подземное, законы всюду едины. От потусторонних сил зависит благополучие людей, плодовитость животных и процветание растений, но и действия человека способны повлиять на состояние природы, воздействовать на духов и божества. Иные сферы доступны для посланника людей (шамана), а повседневное сношение людей с высшими силами – условие нормальной жизни. Близость человека к миру божеств проступает и в том, как становятся шаманами: не люди готовят служителя этой религии, а сами духи выбирают его, нередко против его воли.

Традиционное мировоззрение прежде всего порождает чувство сопричастности всему окружающему, стремление к добрым, товарищеским отношениям со всей Вселенной. Людям необходимо, чтобы их признали своими горы и реки, деревья и камни, звери и птицы. Умилостивить духов не означает признать свою слабость, а значит, сохранить добрые отношения с ними, соблюсти принятые в мире приличия. Придя в тайгу, надо быть деликатным: не шуметь, не ругаться, не жадничать – ведь человек попал в чужие владения и ему только предстоит познакомиться с духом – хозяином этих мест. У вечернего костра рассказывают веселые истории, поют хорошие песни, играют на музыкальном инструменте: ведь именно так ведут себя в гостях добрые люди. Взойдя на перевал, останавливаются, угощают духов новой долины, знакомятся с ними, поговорят. Не станут мыть в речке грязные руки (как можно осквернить чистые струи?), а, набрав воды, отойдут от берега и вымоются там. Никто не бросит в воду или огонь мусор, не плюнет туда. Искреннее и глубокое уважение ко всему миру, осознание необыкновенной значительности и оправданности бытия формирует характер цельный, жизнелюбивый, сдержанный, терпеливый, мягкий. Эти качества и ныне помогают хакасам ладить с другими народами.

Все в мире было взаимосвязано, и хакасы бережно относились к природе в целом. У хакасов было также почитание Тэнгри – Синего (Вечного Неба). По представлениям древних тюрков, все сущее подвластно Тэнгри – воплощению небесного начала, создателю Вселенной, Духу Неба. Именно он распоряжался всем происходящим в мире и определял судьбы людей, Земля и Тэнгри воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие. Человек рождается и живет на Земле, но Земля дарует только материальную оболочку, Тэнгри дарует ему душу.

Большинство населения Хакасско-Минусинской котловины долго говорило посамодийски и по-кетски (в тайге на правобережье Енисея их речь звучала до XIX в., а севернее и до XX в.). Даже титул верховного правителя внутри страны сохранялся самодийским (ажо – «батюшка»), хотя во внешних сношениях его называли каганом. Переход на тюркский язык быстро произошел в степной части Древнехакасского государства. Имея официальный статус, этот язык стал межплеменным и распространялся все более. Так сформировался древнехакасский язык, особенности которого проступают уже в енисейских рунических надписях – первых известных письменных памятниках страны (не позднее VIII в.)3 .К выбору кагана относились со всей тщательностью и ответственностью. Каган должен был быть храбрым, умным, честным, энергичным, справедливым. Только очень энергичные руководители умели «держать в руках» эту грозную для врагов силу. Забота кагана заключалась в заботе о своем народе и о Родине, его главная задача- поднимать величие народа и его национальную славу. В этом смысле его задача была сходна с задачей тюркских правителей, которые оставили потомкам такие обращения: «Внутри без пищи, снаружи – без одежды… Вперед, вплоть до солнечного восхода, направо вплоть до полудня, назад, к солнечному закату, налево, вплоть до полуночи… Ради тюркского народа я не спал ночей, дней, не имея покоя … Да не исчезнет тюркский народ! Имя и слава тюркского народа да не исчезнут!»

В хакасской религии было много обрядов, связанных с культами почитания Солнца, огня, основных стихий и т.д. Очень развитым был культ великих предков: считалось, где жил и творил герой, там и после смерти дух его продолжал оставаться. Хакасы знали, что помимо питания своего физического тела, нужно питать и свою душу. Одним из источников энергии души был дух предков. Поэтому хакасы ставили каменные памятники своим предкам с эпитафиями от имени умерших, угощали едой духов предков, считая, что этим питается и их душа.

Хакасы как народ сложились и существуют среди зримых древностей. Трудно найти другие земли, где человека повсеместно окружают курганы и каменные стелы, изваяния, наскальные рисунки, врезанные в камень письмена, а над каждой долиной высятся горные крепости. Вечность природного и содеянного, проникая в сознание людей вместе с обликом родины, создает особый тип мышления и духовности. Каждая хакасская семья помнит про 7 поколений мужских предков (8-е поколение составляют живущие). В обыденной жизни это способствует выяснению родственных связей. Но есть в древней традиции и другой, не столь явный смысл, накладывающий на людей особый нравственный отпечаток. Каждый знает: его имя будет жить 7 поколений и делам его мало быть достойными деяний предков, следует еще заслужить 200 летнюю память. В этом обычае – один из главных жизненных устоев хакасского народа. Люди ощущают себя на перекрестке времен, в центре исторической судьбы материнской земли. В любом хакасе незримо объединены 4 века свершившейся и грядущей судьбы его родины и его народа.5 Эти традиции обязывали хакасов знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и о нем будут говорить и оценивать поступки семь поколений. Хакасы дорожили и гордились своей независимостью и подвигами. Родовая память о великих деяниях предков воспитывала в хакасском народе гордость, бесстрашие, самоотверженность и делала их непобедимыми. Кроме того, они верили в то, что души предков живут на Небе и видят их деяния на Земле. Вера в небожителей и Тэнгри вдохновляла их на достойные дела и поступки и к совершению подвигов, эта вера делала тадар чон нравственно чистым и великим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *