В немногочисленных исследованиях о происхождении хакасской игры тобит исследователи высказывают предположение о заимствовании этой шашечной игры у разных народов. Данная статья опровергает эти предположения и высказывается мысль об автохтонности этой игры. Были сделаны сравнительные анализы шашечных игр народов Саяно-Алтайского региона и выявлена несхожесть игры тобит с играми соседних народов Саяно-Алтайского региона. Имеется несколько предположений об этимологии слова тобит, но ни одно из них не вызывает удовлетворения, что явилось причиной поиска происхождения слова тобит. В статье также описывается становление и развитие игры тобит в Хакасии, прослежена история становления этой игры как спорта, с проведением соревнований. Сопоставление игры тобит с турецкими шашками «дама» дает основание утверждать о родственности этих двух игр.
Ключевые слова: хакасы, алтайцы, тувинцы, турки, тобит, шатра, шыдыраа, шашки, дама.
Matos Tcherpakov
Institute of History, Archeology and Ethnology named after B. Dzhamgerchinov of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
KHAKASIAN TABLE GAME TOBIT
In a few studies on the origin of the Khakass game the tobit, researchers speculate about the borrowing of this checker game from different nations. This article refutes these assumptions and expresses the idea of the autochthonous nature of this game. Comparative analyzes of the checkers games of the peoples of the Sayan-Altai region were made and the dissimilarity of the tobit games with the games of the neighboring peoples of the Sayan-Altai region was revealed. There are several assumptions about the etymology of the word tobit, but none of them are satisfying, what was the reason for the search for the origin of the word tobit. The article also describes the formation and development of the Tobit game in Khakassia, traced the history of the formation of this game as a sport, with the holding of competitions. Comparison of the game of Tobit with Turkish checkers “Dama” gives reason to assert the relatedness of these two games.
Keywords: Khakas, Altaians, Tuvans, Turks, Tobit, Shatra, Shydyra, checkers
Среди народов Саяно-Алтайского региона, хакасов, алтайцев и тувинцев, представлены несколько видов интеллектуальных настольных логических игр. У хакасов это тобит, у алтайцев – шатра [Малчинова Е.А., Чочкина М.П., 2011. С.18-24], у тувинцев – тувинские шахматы хол-шыдыраа, буга-шыдыраа (бычьи шахматы) [Самбу И.У., 1978. С. 45].
Шатра и шыдыраа созвучны и восходят к арабскому «шатрандж», равно как монгольское «шатар». Исследователь шашечных игр Д. И. Скирюк предполагает, что «без монголов тут не обошлось, а что название шашечной игры восходит к шахматам, так это тоже не редкость: африканские шашки «шранд» – тоже искажённое «шатрандж» [Дмитрий Скирюк, электронный ресурс]. Шахматы в странах арабского Востока назывались шатрандж, в Иране чатранг (шатранг). Родиной шахмат считается Индия, и ее древнейшая форма чатуранга сложилась не позднее 5 века [Линдер В. И., электронный ресурс].
Алтайский шатра и тувинский буга-шыдыраа имеют схожие по форме доски для игры и одинаковые правила с некоторыми различиями: в алтайском шатра два героя бьются с 24 солдатами, на доске имеется 2 крепости; в тувинском буга-шыдыраа 24 оолдар ‘парней’ должны поймать 2 буга ‘быка’, на доске имеется 2 загона. Стоит отметить, что среди названий хакасских настольных игр фонетически схожих с монгольским «шатар» не встречается. Схожая с буга-шадыраа игра у хакасов называется «чилбиген» [Бутанаев В.Я., 2014. С. 197].
Среди китайских настольных игр, представленных играми рондзю, сянци и го, игра похожая на тобит не обнаружена.
Тобит – логическая игра, представляющая хакасский вариант шашек. Играли в нее, расчертив на поверхности земли сетку, фигурами для игры служили бабки «хазых» или другие кости домашних животных, камни. При сравнении шашечных игр с соседними народами, эта игра с оригинальными правилами и полем встречается только у хакасов. У шорцев русские шашки называют «тообат», но кроме названия оригинальная игра не встречается [Саражаков Н. Т., 2019].
В давние времена в игру «Тобит» чабаны играли во время отдыха. На сегодняшний день в «Тобит» играют на многих спортивных состязаниях, на хакасских национальных праздниках «Чыл Пазы» и «Тун Пайрам», устраиваются отдельные состязания по этой игре.
Упоминания об игре «Тобит», правила игры встречаются как в научных статьях, так и в художественной литературе. При исследовании этнографии хакасов В. Я. Бутанаевым было выявлено несколько вариантов игры «Тобит», но с общими чертами, которые потом позволили обобщить их и принять общепризнанные сегодня правила [Бутанаев В.Я., 1995. С. 23]. В.Я. Бутанаев указывает, что играли альчиками, которые ставили в разные положения, на выпуклой стороне – ‘соға’ (сына), на выемчатой – ‘пӧге’ (мӧге). При опросе хакасов преклонного возраста, некоторые сообщили, что в детстве употребляли слово «тобит» в значении ‘играть в хазых’ (альчики) [Черпакова Т.Р. информатор]. В художественной литературе на хакасском языке игра «тобит» встречается у писателя О. П. Шулбаева, что говорит о распространённости этой игры среди хакасов [Шулбаев О.П., 2006, c. 14].
Этимология слова «тобит» точно не известна. В хакасско-русском словаре имеется описание слова: «тобит – шашки (игра); тобит ойнирға – играть в шашки; тобит хоостығ товар – материал в клетку» [Хакасско-Русский словарь, 2006. С. 634]. В. Я. Бутанаев, опираясь на словарь В. Даля, пишет: «по всей видимости, слово заимствовано из русского «доведь» – старинное название дамки, шашечной игры. Хотя не исключена возможность, что в русский язык этот термин проник из восточных языков» [Бутанаев В.Я., 2014. С. 196].
Другую трактовку предлагает Н. Т. Саражаков, который в древнетюркском словаре обращает внимание на слово тобык — ‘лодыжка’ [Древнетюркский словарь, 1969. С. 569] и утверждает, что термин «тобит» происходит от слова «тобык» [Саражаков Н.Т., 2019]. В подтверждение этому можно привести пример из этимологического словаря турецкого языка, где приводится слово «топук», что обозначает нижнюю часть стопы. Там же приводятся примеры этого слова в других тюркских языках, где оно употребляется в значении альчик (таранная кость) [Hasan Eren, 1999. С. 412]. В современном хакасском языке произносится тобых/томых.
Известно, что окончание -т имеет значение множественного числа в древнетюркском языке, то есть изначальная форма тобит – тобыкыт и по закону стяжения в хакасском языке звук «к» выпал и получилось слово «тобыыт». Таким образом, можно утверждать, слово «тобит» происходит от «тобык» и имеет древнее происхождение.
Происхождение этой игры также остается открытым. Отмечается большая разница этой игры с русскими шашками. Тохтобин Михаил Николаевич [информатор], популяризатор игры «тобит» в Аскизском районе, предполагает, что игра появилась до XVIII в., до вхождения Минусинской котловины, территории енисейских кыргызов, в состав Российской Империи, когда границы не были закрыты, и игра могла прийти от других народов. В. Я. Бутанаев также предполагает заимствование этой игры.
Как упоминалось выше, этимология слова Тобит и происхождение этой игры вызывают споры. Для сопоставления игры Тобит с другими шашечными играми расширим географию исследования по другим тюркским народам на предмет наличия подобной игры. Правила игры и доска для игры в тобит показывают, что связывать тобит с русскими шашками не вполне уместно. У ближайших соседей – алтайцев и тувинцев, подобные игры не встречаются. Из известных на сегодняшний день настольных шашечных игр тюркских народов, особо обращает на себя внимание турецкие шашки «Дама» [Игра №29: Турецкие шашки] [Новожилов В. И., 1998. С. 74]. Правила этой игры, расположение шашек на игральной доске отличаются от всех известных в регионе Средиземноморья и других стран Европы шашечных игр. При визуальном сравнении расположения шашек в Дама и Тобит обращает на себя внимание схожесть в расположении шашек на игральной доске (рис.1 и рис.2).
Сравнение игр Тобит и Дама
При сравнении правил этих двух настольных игр, «Тобит» и «Дама», наблюдается очень много схожих черт. Приведем некоторые из них:
- расположение шашек по горизонтальным линиям в два ряда, между шашками противников остаются свободными две горизонтальные линии (рис. 1, рис. 2);
- шашки ходят вперед, вправо, влево, дамки ходят во всех направлениях (рис. 3, рис. 4)
- простая шашка бьёт шашку противника, стоящую спереди, справа или слева, перескакивая через неё на следующее поле по вертикали или горизонтали. Дамка-тобит и дамка турецкая бьют шашки противника, стоящие спереди, сзади, справа и слева, если следующее за шашкой поле свободно (рис. 5 и рис. 6).
- Если у игрока при его ходе есть возможность взятия (боя) шашек противника, он обязан бить. Бой возможен только тогда, когда поле за шашкой противника свободно.
- Если с новой позиции шашки, побившей шашку противника, можно бить дальше, бой продолжается (за один ход можно побить несколько шашек противника).
Между этими двумя настольными играми имеются и различия в правилах игры, в форме доске:
- Можно сказать, что доска для игры в «Тобит» более архаична и имеет 38 клеток (рис. 1), под турецкие шашки используется современная, общепринятая доска с 64-мя клетками (рис. 2).
- По правилам игры в «Тобит» дамка-тобит может ходить в любом направлении перекрестка на свободную клетка, но только на одну клетку (рис. 3). В «Дама» дамка может также ходить по всем направлениям вперёд, назад, вправо, влево, но на любое количество пустых полей (рис. 4).
- Шашка-хул в «Тобит» может бить шашки противника назад, дамка-тобит бьёт шашки противника, стоящие только на соседней клетке (рис. 5). В «Дама» шашкам назад рубить запрещено, шашка-дамка в «Дама» бьет шашки противника, стоящие от неё через любое количество пустых клеток (рис. 4).
- В «Тобит» восемь конечных игровых полей справа и слева имеют только одно направление движения, которое продиктовано особенностью доски [Игра №69: Тобит] (рис. 1) , в «Дама» имеется возможность бокового хода, также продиктованное классической доской для игры в русские шашки [Игра №29: Турецкие шашки] (рис. 2).
Анализ расположения шашек и ходов в хакасской игре «Тобит» и в турецких шашках «Дама» на таблицах 1 и 2 однозначно показывает о родственном происхождении этих двух игр. При описании турецких шашек в информационных источниках указывается, что возможно турки, «перенимая многое из культур древних греков, римлян, арабов, вносили в них свои национальные особенности» [Новожилов В. И, 1998. С. 74]. Как пишет в своем исследовании Д. И. Скирюк: «В Испании, Италии и Франции шашки называют «dama» или «dames»» [История шашек]. В турецком языке слово «Дама» появилось под влиянием европейских языков. Однако оригинальные правила игры, несхожие ни с одними другими европейскими шашками ставит турецкие шашки в особое положение. Схожесть их с хакасской игрой «Тобит» наводит на мысль оригинальном, тюркском происхождении этих игр. Общеизвестно, что хакасы и турки являются тюркскими народами.
Сейчас прилагаются большие усилия по сохранению хакасской самобытности, и игра «Тобит» является ярчайшим примером этой самобытности. Игра «Тобит» в Аскизском районе развивается усилиями энтузиастов, популяризаторов этой игры М. Н. Тохтобиным, М. Брондуковым, Д.Д. Кучугешевым, А.А. Юктешевым и др., которые проводят районные соревнования в Калининской средней общеобразовательной школе. Начинали проводить эти соревнования А. С. Топоева, В. В. Тормозаков, М. Н. Тохтобин. В Ширинском районе Республики Хакасия соревнования по игре в тобит проводятся в МБОУ Топановская СОШ усилиями В. М. Котюшева.
Современная версия игры тобит была принята в 90-е года прошлого столетия методом проб и ошибок. Для удобства записи ходов стали применяться цифры. Когда М. Н. Тохтобин познакомился с игрой тобит, в ней было 4 чола ‘продольных линий’, 5 тогра чол ‘поперечных линий’ и 10 хулов ‘шашек’ на доске, на сегодня по общепринятым правилам установлено 5 чолов, 4 тогра чол и 12 хулов. Современные общепринятые правила были приняты коллегиально М. Н. Тохтобиным, А. Г. Карамчаковым и А. Г. Кильчичаковым.
Правила этой игры, признанные спортивным сообществом Хакасии, описаны в книге А. Г. Кильчичакова «Хакасские народные игры и состязания». Вот как описывается эта игра: «Игра тобит является хакасским вариантом шашек. Очень простая и общедоступная, она была любимым развлечением скотоводов. Сетка для игры чертилась прямо на поверхности земли, фигурами для игры служили хазыхи ‘астрагалы’ или другие кости домашних животных…» [Кильчичаков А.Г., 2007. С. 34].
Первые соревнования по игре «Тобит» в современной версии проводились в 2002 г. по инициативе главного редактора газеты «Хакас чирi» А. С. Угдыжекова в г. Абакане. В Аскизском районе периодически проводятся соревнования на национальных хакасских праздниках. В первые годы досок для игры в «Тобит» не было, разрисовывали листы бумаги, копировали их. На сегодня доска для игры выпускается и продается в книжных, сувенирных магазинах.
При поддержке заместителя министра спорта Республики Хакасия А. Н. Асочакова игра «Тобит» включена в программу национальных игр хакасского традиционного праздника Тун Пайрам. Сейчас игра «Тобит» популярна в республике Хакасия, где ежегодно проводятся соревнования. В 2017 г. в Таштыпском районе был проведен первый чемпионат Республики Хакасия по игре «Тобит».
При рассмотрении игры «Тобит» с точки зрения правил и этимологии приходим к выводу об оригинальном происхождении данной игры. Наличие этой, развивающей логику и тактическое мышление, настольной игры свидетельствует о богатой духовной жизни хакасского народа и является одним из примеров культурно-исторического наследия и его ценностей. Среди предков хакасов существовали не только силовые виды спорта, но и интеллектуальные, что, наряду с такими видами национальных игр, как «хазых», певческого искусства, как «тахпах», свидетельствует о высоком интеллектуальном и духовном развитии хакасского общества, где каждый мог проявить себя в тех или иных видах досуговой деятельности.
Наряду с сохранением хакасского языка, сохранение культурного наследия хакасского народа является первоочередной задачей не только государства, но и интеллектуального сообщества хакасского народа. «Тобит», «тахпах», «хазых» и другие виды интеллектуально-досуговой деятельности являются сокровищницей хакасского народа, что свидетельствует о древнем и непрерывном историческом развитии хакасов, имеющих глубокие корни, свидетельствующие о давней связи с другими тюркскими народами.
Литература
Hasan Eren. Türk Dilinin Etimolojik Sözlüğü. Ankara, 1999, s. 412.
Бутанаев В.Я. Будни и праздники тюрков Хонгорая = Толы Хоорай чонның олаңай паза улуғ кӱннері. Абакан: Журналист, 2014. С.315
Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан: [Б. и.], 1995. С. 55
Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 569.
Малчинова Е.А., Чочкина М.П. Символика алтайской игры в Шатра // Материалы VII международной научной конференции молодых учёных «Наука и образование — 2011» 25-26 апреля 2011 года часть VІI.. С. 18-24
Новожилов В.И., Иванова Н.А., Бжицких М.А. Проверь себя в игре! Логические игры. СПб., 1998. С.74
Самбу И.У. Тувинские народные игры: Ист.-этногр. очерк. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1978. С.137
Саражаков Н.Т. Магистерская диссертация по теме: Хакас чонының ойыннарының тiлi паза кибiрлерi / Народные игры хакасов: язык и традиции. ХГУ, Абакан, 2019.
Хакасские народные игры и состязания / сост. А.Г. Кильчичаков, Н.У. Сагалаков. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2007. С. 34
Хакасско-Русский словарь / под общей редакцией Субраковой О.В., Новосибирск, 2006. С. 634
Шулбаев О.П. Анчуча. Ағбан, 2006. С. 14
Список информаторов:
Тохтобин Михаил Николаевич, 1943 г.р., уроженец аала Сос-Пилтири (Усть-Сос), Аскизский район, Хакасской Автономной области, Красноярского края.
Черпакова Татьяна Романовна, 1942 г.р., уроженка аала Аары Паары, Аскизский район, Хакасской Автономной области, Красноярского края.
Электронный ресурс:
Линдер В.И. Шахматы: Большая российская энциклопедия -URL: https://bigenc.ru/sport/text/4691398
Потопахин В.В. Игра №29: Турецкие шашки -URL: http://lotos-khv.ru/games/games.htm (дата обращения 11.08.2021)
Потопахин В.В. Игра №69: Тобит -URL: http://lotos-khv.ru/games/games.htm (дата обращения 11.08.2021)
Скирюк Д.И. Алтай Шатра (Алтайские шашки, Алтайские шахматы) -URL: https://skyruk.livejournal.com/339712.html (дата обращения 11.08.2021)
Скирюк Д.И. История шашек, ч.1: Петтейя, Сиджа -URL: https://skyruk.livejournal.com/244920.html (дата обращения 11.08.2021)
Статья М. А. Черпаков
Институт истории, археологии и этнологии им. Б.Джамгерчинова НАН КР